Лабораторная диагностика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
«Лабораторная диагностика»
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Квалификация — медицинский лабораторный техник

Выпускник должен:

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

— иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

— знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

— обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

— обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

— быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

— быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

— быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

— быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

— быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

— быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

— обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;

— знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

— иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен:

в области философии:

— иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

— иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

— иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

— иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);

в области права:

— иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

— иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;

— знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

— знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;

— знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;

— знать основные положения Конституции Российской Федерации;

— уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

в области русского языка и культуры речи:

— знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

— знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

— уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

— уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

— уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

— обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

— владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

в области физической культуры:

— иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

— знать основы здорового образа жизни;

— уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области экономики:

— иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;

— иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;

— иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;

— знать общие положения экономической теории;

— знать экономические основы деятельности предприятия и основные методы его управления;

— уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

— иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;

— иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

— иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

— иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

По математическим и общим естественно-научным дисциплинам:

в области математики:

— иметь представление о роли и месте математики в современном мире;

— знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;

— уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

в области информатики:

— иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

— иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

— знать основные понятия автоматизированной обработки информации;

— знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

— знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

— уметь использовать изученные прикладные программные средства;

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен:

в области латинского языка:

— знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов, глоссарий специальности;

— уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;

в области анатомии и физиологии:

знать:

— структурные уровни организации человеческого организма;

— структуру функциональных систем организма, его основные физио­логические функции и механизмы их регуляции;

— количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

— механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой и условиями внешней среды, принципы адаптации;

уметь:

— использовать знания анатомии и физиологии при изучении дисцип­лин специального цикла;

в области химии

знать:

— квантово-механические представления о строении атомов;

— основные положения периодического закона Д.И. Менделеева;

— общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;

— основные законы теории растворов и электролитической диссоциации;

— основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;

— кислотно-основные буферные системы и растворы;

— теорию коллоидных растворов;

— реакции гидролиза солей и кислотность среды;

— основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;

— все виды изомерии;

— строение и химические свойства углеводов и жиров;

— особенности строения и свойства оксикислот и аминокислот;

в области биологии и медицинской генетики

иметь представление:

— об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;

знать:

— общебиологические закономерности жизнедеятельности человека; рассматривать человека как биосоциальную систему;

— законы генетики;

— причины изменчивости;

— мутации, их влияние на здоровье человека;

в области гигиены с экологией человека:

иметь представление:

— о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

— о механизмах функционирования экосистем;

— о гигиене как основе профилактической медицины;

знать:

— закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека;

в области фармакологии

иметь представление:

— о группах лекарственных средств и механизме их действия;

— о кумулятивном действии лекарственных веществ, влиянии их передозировки на организм человека;

знать:

— побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований при их использовании;

в области медицинской паразитологии

иметь представление:

— о классификации паразитарных заболеваний человека;

знать:

— патогенез паразитарных заболеваний человека и основные принципы диагностики;

— основные морфологические характеристики гельминтов;

— морфологические различия гельминтов и их яиц;

— заболевания, вызванные простейшими;

— виды возбудителей малярии, их морфологию, стадии развития;

— правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;

уметь:

— готовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, приготовления толстой капли;

— различать на препаратах представителей класса членистоногих;

— идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;

— идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале;

в области первой медицинской помощи

— иметь представление об общих принципах оказания неотложной помощи;

— владеть навыками подготовки пациента к лабораторным исследованиям;

— владеть навыками венопункции;

— владеть приемами первой медицинской помощи;

в области психологии:

— иметь представление об основных задачах и методах психологии;

— иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;

— иметь представление об основах психосоматики;

— иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;

— иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;

— иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;

— иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;

— иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;

— знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;

— знать структуру личности;

— знать функции и средства общения;

— знать основы делового общения;

— знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;

— знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;

— знать типологию межличностных отношений;

— уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

— уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов, владеть навыками общения;

— уметь оценить конфликтные ситуации;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

— иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

— знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

— знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

— уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики и управления здравоохранением:

— иметь представление об экономических моделях здравоохранения в развитых странах;

— иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

— иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;

— знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;

— знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;

— знать принципы бюджетно-страховой медицины;

в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:

— иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;

— знать принципы обеспечения устойчивости экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

— знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;

— знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);

— знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;

— знать основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;

— уметь организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

— знать основы военной службы и обороны государства;

— уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;

— уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;

— уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

По специальным дисциплинам

в области техники лабораторных работ

иметь представление:

— об устройстве лабораторий различного типа, лабораторном оборудовании и аппаратуре;

знать:

— правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля;

— теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

— принципы и правила работы с аппаратурой;

уметь:

— на основе лабораторного анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследования;

— владеть навыками проведения лабораторных работ (приготовление растворов, взвешивание, центрифугирование, выполнение основных операций качественного и количественного анализа);

в области безопасности работы в клинико-диагностических лабораториях

знать:

— общие принципы безопасности работы с биологическим материалом;

— особенности безопасной работы с биологическим материалом в лабораториях различного профиля;

уметь:

— проводить все виды исследования с соблюдением принципов и правил безопасной работы;

в области гистологии с техникой гистологических исследований

иметь представление:

— о роли гистологии в системе медицинских дисциплин;

знать:

— структурно-функциональную организацию тканей, органов и систем организма в норме;

уметь:

— производить гистологическую обработку и приготовление микропрепаратов с помощью гистологических методов;

— работать на всех видах микротомов, на автоматах для обработки и заливки тканей;

— владеть гистологической техникой получения парафиновых блоков;

— владеть основными методами окраски гистологических срезов, при необходимости использовать дополнительные диагностические окраски и реакции;

в области общей и клинической патологии

иметь представление:

— об общей патологии как фундаменте современной клинической медицины;

— об этиологии, механизмах развития и диагностике патологических процессов в органах и системах;

— о роли структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;

знать:

— общие закономерности возникновения, развития и течения патологического процесса;

— сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

— патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;

в области методов клинических лабораторных исследований

знать:

— исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и бактериологическое исследование мокроты;

— способы получения желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого;

— копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, технику приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования;

— исследование органов мочевыделительной системы, основные методы и диагностическое значение исследования физических и химических показателей мочи;

— морфологический состав, физико-химические свойства ликвора в норме, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и других состояниях;

— цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов;

уметь:

— определять физические и химические свойства, проводить микроскопическое исследование:

§ мочи;

§ содержимого ЖКТ (желудочного сока, желчи, испражнений);

§ мокроты;

§ ликвора;

§ выпотных жидкостей;

§ отделяемого половых органов (дифференцировать признаки гонококков и трихомонад);

— проводить микроскопическое исследование кожи, волос, ногтей при грибковых поражениях, идентифицировать элементы грибов в этих препаратах;

по гематологическим исследованиям

иметь представление:

— о теории кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функция, место пребывания в организме);

знать:

— морфологию клеток гемопоэза в норме, понятия: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения;

— изменения показателя гемограммы при реактивных состояниях;

— причины и лабораторные признаки гемолиза;

— морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;

— характеристику групп крови и резус-принадлежности;

уметь:

— проводить общий анализ крови, включая и дополнительные методы исследования;

— готовить лейкоконцентрат и проводить исследование мазков крови методом лейкоконцентрации;

— готовить и окрашивать мазки костного мозга;

— определять групповую принадлежность крови по системе АВО, резус-фактор;

— проводить исследования унифицированными методами, интерпретировать полученные результаты исследований;

в области биохимии с методами клинико-биохимических исследований

знать:

— сущность биохимических процессов, протекающих в организме человека в норме и при патологии;

— механизмы обмена веществ и их регуляцию;

— основные методы исследования обмена веществ: белков, липидов, углеводов, гормонов, ферментов, системы гемостаза и другие;

— владеть унифицированными методами анализа биологических жидкостей;

уметь:

— работать на фотоколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах и другом оборудовании, применять автоматические пипетки, дозаторы и другую малую механизацию;

— интерпретировать полученные результаты биохимических исследований;

в области микробиологии с эпидемиологией и методами микробиологических исследований

иметь представление:

— о механизме иммунного ответа;

— об иммунодефицитных состояниях;

— об аллергии, типах аллергических реакций, механизмах реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа;

— о вирусах, вирусных инфекциях, методах вирусологической диагностики;

— об основах санитарной микробиологии и методах санитарно-бактериологических исследований объектов строгой асептики, хирургического инструментария и перевязочного материала, объектов окружающей среды и пищевых продуктов;

знать:

— общие закономерности строения, жизнедеятельности и распространения микроорганизмов;

— основные свойства микроорганизмов и их значение для лабораторной диагностики;

— учение об инфекционном и эпидемиологическом процессах;

— методы микробиологической диагностики;

— методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам;

— учение об иммунитете, виды иммунитета, неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарную систему, гуморальные факторы;

— иммунную систему, иммунокомпетентные клетки, их функции;

— постановку и значение аллергических реакций для диагностики инфекционных заболеваний;

— антигены, виды, характеристику;

— иммуноглобулины, структуру, классификацию, функции;

уметь:

— производить первичный посев биоматериала на плотные и жидкие питательные среды;

— выделять чистую культуру;

— идентифицировать возбудителей;

— готовить и стерилизовать различные питательные среды;

— определять чувствительность к антибиотикам различными методами;

— ставить серологические реакции (реакцию агглютинации, преципитации, реакцию непрямой гемагглютинации (РНГА) и другие);

— владеть техникой приготовления нативных и окрашенных препаратов для бактериоскопии, прямой и непрямой иммунофлюоресценции, для исследования с помощью иммуноферментного метода;

в области цитологии

иметь представление:

— о нормальном и патологическом клеточном составе тканей, биологических жидкостей и секретов организма;

знать:

— морфологическую картину воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной ткани;

— особенности взятия, обработки, приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологического исследования из различного биоматериала;

уметь:

— отбирать материал и владеть техникой приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологических исследований;

— производить цитохимическое исследование цитологического материала;

2.1. Общие требования к образованности выпускника