Лабораторная диагностика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
“Лабораторная диагностика”
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Квалификация – медицинский лабораторный техник

Выпускник должен:

– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

– иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

– знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

– обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

– обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

– быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

– быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

– быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

– быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

– быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

– быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

– обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;

– знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

– иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

выпускник должен:

в области философии:

– иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

– иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

– иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

– иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);

в области права:

– иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

– иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;

– знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

– знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;

– знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;

– знать основные положения Конституции Российской Федерации;

– уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

в области русского языка и культуры речи:

– знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

– знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

– уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

– уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

– уметь пользоваться словарями русского языка;

в области иностранного языка:

– обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;

– владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

в области физической культуры:

– иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

– знать основы здорового образа жизни;

– уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;

в области экономики:

– иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;

– иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;

– иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;

– знать общие положения экономической теории;

– знать экономические основы деятельности предприятия и основные методы его управления;

– уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

– иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;

– иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

– иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

– иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);

По математическим и общим естественно-научным дисциплинам:

в области математики:

– иметь представление о роли и месте математики в современном мире;

– знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;

– уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;

в области информатики:

– иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

– иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

– знать основные понятия автоматизированной обработки информации;

– знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;

– знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

– уметь использовать изученные прикладные программные средства;

По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен:

в области латинского языка:

– знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов, глоссарий специальности;

– уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;

в области анатомии и физиологии:

знать:

– структурные уровни организации человеческого организма;

– структуру функциональных систем организма, его основные физио­логические функции и механизмы их регуляции;

– количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;

– механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой и условиями внешней среды, принципы адаптации;

уметь:

– использовать знания анатомии и физиологии при изучении дисцип­лин специального цикла;

в области химии

знать:

– квантово-механические представления о строении атомов;

– основные положения периодического закона Д.И. Менделеева;

– общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;

– основные законы теории растворов и электролитической диссоциации;

– основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;

– кислотно-основные буферные системы и растворы;

– теорию коллоидных растворов;

– реакции гидролиза солей и кислотность среды;

– основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;

– все виды изомерии;

– строение и химические свойства углеводов и жиров;

– особенности строения и свойства оксикислот и аминокислот;

в области биологии и медицинской генетики

иметь представление:

– об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;

знать:

– общебиологические закономерности жизнедеятельности человека; рассматривать человека как биосоциальную систему;

– законы генетики;

– причины изменчивости;

– мутации, их влияние на здоровье человека;

в области гигиены с экологией человека:

иметь представление:

– о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

– о механизмах функционирования экосистем;

– о гигиене как основе профилактической медицины;

знать:

– закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека;

в области фармакологии

иметь представление:

– о группах лекарственных средств и механизме их действия;

– о кумулятивном действии лекарственных веществ, влиянии их передозировки на организм человека;

знать:

– побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований при их использовании;

в области медицинской паразитологии

иметь представление:

– о классификации паразитарных заболеваний человека;

знать:

– патогенез паразитарных заболеваний человека и основные принципы диагностики;

– основные морфологические характеристики гельминтов;

– морфологические различия гельминтов и их яиц;

– заболевания, вызванные простейшими;

– виды возбудителей малярии, их морфологию, стадии развития;

– правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;

уметь:

– готовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, приготовления толстой капли;

– различать на препаратах представителей класса членистоногих;

– идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;

– идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале;

в области первой медицинской помощи

– иметь представление об общих принципах оказания неотложной помощи;

– владеть навыками подготовки пациента к лабораторным исследованиям;

– владеть навыками венопункции;

– владеть приемами первой медицинской помощи;

в области психологии:

– иметь представление об основных задачах и методах психологии;

– иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;

– иметь представление об основах психосоматики;

– иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;

– иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;

– иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;

– иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;

– иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;

– знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;

– знать структуру личности;

– знать функции и средства общения;

– знать основы делового общения;

– знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;

– знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;

– знать типологию межличностных отношений;

– уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

– уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов, владеть навыками общения;

– уметь оценить конфликтные ситуации;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

– иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

– знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

– знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

– уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

в области экономики и управления здравоохранением:

– иметь представление об экономических моделях здравоохранения в развитых странах;

– иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

– иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;

– знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;

– знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;

– знать принципы бюджетно-страховой медицины;

в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:

– иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;

– знать принципы обеспечения устойчивости экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

– знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;

– знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);

– знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;

– знать основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;

– уметь организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

– знать основы военной службы и обороны государства;

– уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;

– уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;

– уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

По специальным дисциплинам

в области техники лабораторных работ

иметь представление:

– об устройстве лабораторий различного типа, лабораторном оборудовании и аппаратуре;

знать:

– правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля;

– теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;

– принципы и правила работы с аппаратурой;

уметь:

– на основе лабораторного анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследования;

– владеть навыками проведения лабораторных работ (приготовление растворов, взвешивание, центрифугирование, выполнение основных операций качественного и количественного анализа);

в области безопасности работы в клинико-диагностических лабораториях

знать:

– общие принципы безопасности работы с биологическим материалом;

– особенности безопасной работы с биологическим материалом в лабораториях различного профиля;

уметь:

– проводить все виды исследования с соблюдением принципов и правил безопасной работы;

в области гистологии с техникой гистологических исследований

иметь представление:

– о роли гистологии в системе медицинских дисциплин;

знать:

– структурно-функциональную организацию тканей, органов и систем организма в норме;

уметь:

– производить гистологическую обработку и приготовление микропрепаратов с помощью гистологических методов;

– работать на всех видах микротомов, на автоматах для обработки и заливки тканей;

– владеть гистологической техникой получения парафиновых блоков;

– владеть основными методами окраски гистологических срезов, при необходимости использовать дополнительные диагностические окраски и реакции;

в области общей и клинической патологии

иметь представление:

– об общей патологии как фундаменте современной клинической медицины;

– об этиологии, механизмах развития и диагностике патологических процессов в органах и системах;

– о роли структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;

знать:

– общие закономерности возникновения, развития и течения патологического процесса;

– сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;

– патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;

в области методов клинических лабораторных исследований

знать:

– исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и бактериологическое исследование мокроты;

– способы получения желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого;

– копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, технику приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования;

– исследование органов мочевыделительной системы, основные методы и диагностическое значение исследования физических и химических показателей мочи;

– морфологический состав, физико-химические свойства ликвора в норме, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и других состояниях;

– цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов;

уметь:

– определять физические и химические свойства, проводить микроскопическое исследование:

§ мочи;

§ содержимого ЖКТ (желудочного сока, желчи, испражнений);

§ мокроты;

§ ликвора;

§ выпотных жидкостей;

§ отделяемого половых органов (дифференцировать признаки гонококков и трихомонад);

– проводить микроскопическое исследование кожи, волос, ногтей при грибковых поражениях, идентифицировать элементы грибов в этих препаратах;

по гематологическим исследованиям

иметь представление:

– о теории кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функция, место пребывания в организме);

знать:

– морфологию клеток гемопоэза в норме, понятия: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения;

– изменения показателя гемограммы при реактивных состояниях;

– причины и лабораторные признаки гемолиза;

– морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;

– характеристику групп крови и резус-принадлежности;

уметь:

– проводить общий анализ крови, включая и дополнительные методы исследования;

– готовить лейкоконцентрат и проводить исследование мазков крови методом лейкоконцентрации;

– готовить и окрашивать мазки костного мозга;

– определять групповую принадлежность крови по системе АВО, резус-фактор;

– проводить исследования унифицированными методами, интерпретировать полученные результаты исследований;

в области биохимии с методами клинико-биохимических исследований

знать:

– сущность биохимических процессов, протекающих в организме человека в норме и при патологии;

– механизмы обмена веществ и их регуляцию;

– основные методы исследования обмена веществ: белков, липидов, углеводов, гормонов, ферментов, системы гемостаза и другие;

– владеть унифицированными методами анализа биологических жидкостей;

уметь:

– работать на фотоколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах и другом оборудовании, применять автоматические пипетки, дозаторы и другую малую механизацию;

– интерпретировать полученные результаты биохимических исследований;

в области микробиологии с эпидемиологией и методами микробиологических исследований

иметь представление:

– о механизме иммунного ответа;

– об иммунодефицитных состояниях;

– об аллергии, типах аллергических реакций, механизмах реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа;

– о вирусах, вирусных инфекциях, методах вирусологической диагностики;

– об основах санитарной микробиологии и методах санитарно-бактериологических исследований объектов строгой асептики, хирургического инструментария и перевязочного материала, объектов окружающей среды и пищевых продуктов;

знать:

– общие закономерности строения, жизнедеятельности и распространения микроорганизмов;

– основные свойства микроорганизмов и их значение для лабораторной диагностики;

– учение об инфекционном и эпидемиологическом процессах;

– методы микробиологической диагностики;

– методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам;

– учение об иммунитете, виды иммунитета, неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарную систему, гуморальные факторы;

– иммунную систему, иммунокомпетентные клетки, их функции;

– постановку и значение аллергических реакций для диагностики инфекционных заболеваний;

– антигены, виды, характеристику;

– иммуноглобулины, структуру, классификацию, функции;

уметь:

– производить первичный посев биоматериала на плотные и жидкие питательные среды;

– выделять чистую культуру;

– идентифицировать возбудителей;

– готовить и стерилизовать различные питательные среды;

– определять чувствительность к антибиотикам различными методами;

– ставить серологические реакции (реакцию агглютинации, преципитации, реакцию непрямой гемагглютинации (РНГА) и другие);

– владеть техникой приготовления нативных и окрашенных препаратов для бактериоскопии, прямой и непрямой иммунофлюоресценции, для исследования с помощью иммуноферментного метода;

в области цитологии

иметь представление:

– о нормальном и патологическом клеточном составе тканей, биологических жидкостей и секретов организма;

знать:

– морфологическую картину воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной ткани;

– особенности взятия, обработки, приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологического исследования из различного биоматериала;

уметь:

– отбирать материал и владеть техникой приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологических исследований;

– производить цитохимическое исследование цитологического материала;

2.1. Общие требования к образованности выпускника

WordPress Lessons