Сестринское дело. Требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
34.02.01 Сестринское дело
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Квалификация – медицинская сестра, медицинский брат


2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01Сестринское дело
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
– иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
– знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
– обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
– обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
– быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
– быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
– быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
– быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
– быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
– быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
– обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
– знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
– иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Выпускник должен: в области философии:
– иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
– иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
– иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
– иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);
В области права:
– иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
– иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;
– знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
– знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты на-селения;
– знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
– знать основные положения Конституции Российской Федерации;
– уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
В области русского языка и культуры речи:
– знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
– знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
– уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
– уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
– уметь пользоваться словарями русского языка;
В области иностранного языка:
– владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
– обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
– иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
– знать основы здорового образа жизни;
– уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
В области экономики:
– иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежнокредитной, социальной и инвестиционной политике;
– иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
– иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
– знать общие положения экономической теории;
– знать экономические основы деятельности предприятия, основные методы управления предприятием;
– уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
В области социологии и политологии:
– иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования ^развития общества и личности;
– иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
– иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
– иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
Выпускник должен: в области математики:
– иметь представление о роли и месте математики в современном мире;
– знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;
– уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
в области информатики:
– иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
– иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычисли-тельной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
– знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
– знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
– знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
– уметь использовать изученные прикладные программные средства.

По общепрофессиональным дисциплинам
Выпускник должен: в области латинского языка с медицинской терминологией:
– знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов;
– уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
В области анатомии и физиологии человека:
– иметь представление о жизненно-важных потребностях человека;
– иметь представление об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования информации в центральной нервной системе;
– иметь представление о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, происходящих в организме;

– иметь представление о топографии органов и систем организма;
– знать основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
– знать строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме;
В области патологии:
– иметь представление о методах патологической физиологии и патологической анатомии;
– иметь представление об изменениях в органах и тканях при нарушениях обмена веществ;
– иметь представление о механизмах адаптации организма;
– иметь представление об этиологии и условиях развития патологических со-стояний;
– иметь представление о патологической анатомии и клинических проявлениях воспаления, опухолей, расстройств кровообращения, дыхания, выделения;
– иметь представление о болезни, причинах ее возникновения и закономерностях патогенеза;
– знать клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
– знать стадии лихорадки;
– знать клинические проявления опухолей, современные взгляды на причины их развития;
– знать клинические проявления патологических изменений в органах дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы мочеотделения;
В области дисциплины Здоровый человек и его окружение:
– иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации регионе;
– знать показатели динамики рождаемости;
– знать периоды жизнедеятельности человека;
– знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;
– знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
– знать содержания понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
– знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
– уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды;
– уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные, возрастные периоды;
В области медицинской генетики:
– иметь представление о биохимических и цитологических основах наследственности;
– иметь представление об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;
– иметь представление о медико-генетическом консультировании;
– знать закономерности наследования признаков;
В области гигиены и экологии человека:
– знать основные положения гигиены;
– знать закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека;
– знать методику и уметь проводить санитарно-просветительскую работу;
– уметь дать санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
В области микробиологии, вирусологии, иммунологии:
– иметь представление о роли и свойствах микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека, о возбудителях госпитальных инфекций;
– иметь представление о структуре и функциях иммунной системы;
– иметь представление об иммунитете, иммунных нарушениях в организме;
– иметь представление о методах микробиологических исследований;
В области фармакологии:
– знать лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
– знать основные лекарственные группы и фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;
– знать побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
В области правового обеспечения профессиональной деятельности:
– иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
– знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
– знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
– уметь защищать свои права, в соответствии с трудовым законодательством;
В области экономики и управления здравоохранением:
– иметь представление об экономических моделях здравоохранения в развитых странах;
– иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здраво-охранении;
– иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;
– знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;
– знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
– знать принципы бюджетно-страховой медицины;
В области психологии:
– иметь представление об основных задачах и методах психологии;
– иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;
– иметь представление об основах психосоматики;
– иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
– иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;
– иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;
– иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;
– иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний.
– знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
– знать структуру личности;
– знать функции и средства общения;
– знать основы делового общения;
– знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
– знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;
– знать типологию межличностных отношений;
– уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
– уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов;
– уметь оценить конфликтные ситуации;
– уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
В области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
– иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
– знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
– знать основы военной службы и обороны государства;
– знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф раз-личных видов;
– знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях  этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);
– уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
– уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;-
– уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
– уметь обучать пациента и семью правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания;
– уметь консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;
– уметь взаимодействовать в лечебной бригаде;
– уметь оказывать первую помощь;
– уметь осуществлять паллиативную помощь;
В области сестринского дела в педиатрии:
– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний детского возраста; обязанности сестринского персонала при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям;
– уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестрин-скую помощь, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
– уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;
– уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь выполнять сестринские манипуляции оказывать медицинские
услуги);
– уметь обеспечить инфекционную безопасность ребенка, его семьи, персонала;
– уметь обучать (консультировать) пациента, семью по вопросам профилактики обострений заболеваний, осложнений и травматизма;
– уметь оказывать первую медицинскую помощь;
В области сестринского дела и хирургии:
– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи;
– уметь осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде: про-водить первичную оценку, выявлять проблемы, пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку ухода;
– уметь выполнять сестринские манипуляции;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
– знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
– уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и на-селения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
– уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
– уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
– уметь оказывать первую медицинскую помощь.

По специальным дисциплинам
Выпускник должен: в области сестринского дела:
– знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;
– знать философию сестринского дела в Российской Федерации;
– знать повседневные жизненно важные потребности человека;
– знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);
– знать структуру учреждений здравоохранения;
– знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;
– знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;
– знать методы сердечно-легочной реанимации;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
– уметь заполнять медицинскую документацию;
– уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
– уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуля-ции);
– уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;
– уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения;
в области сестринского дела в терапии с курсом первичной медицинской помощи:
– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний внутренних органов, обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий в терапевтическом отделении;
– уметь применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции;
– уметь обучать (консультировать) пациента, семью;
– уметь оказывать первую медицинскую помощь;
– уметь осуществлять паллиативную помощь;
в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии:
– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику гинекологических заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
– уметь осуществлять все этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациентки, планировать сестринскую деятельность, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь подготовить пациентку к диагностическим процедурам;
– уметь обеспечить инфекционную безопасность пациентки и персонала;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
– уметь консультировать беременную по вопросам профилактики анемии;
– уметь принять роды в экстремальной ситуации;
в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
– знать содержание понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», «эпидемиологический процесс»;
– знать факторы риска, эпидемиологические особенности, основные клинические проявления, осложнения и профилактику инфекционных заболеваний; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;
– уметь осуществлять этапы сестринского процесса: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, про-водить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
– уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
– уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам и взять биологический материал для исследований;
– уметь проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
– уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);
– уметь консультировать пациента, семью по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и их осложнений;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в невропатологии:
– знать роль сестринского дела при выполнении лечебнодиагностических процедур при заболеваниях нервной системы и ихпрофилактике;
– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, вы-являть проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;
– уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;
– уметь выполнять сестринские манипуляции оказывать медицинские услуги);
– уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;
– уметь оказывать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии:
– знать этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи в РФ;
– знать обязанности сестры при проведении лечебно-диагностических процедур пациентам с психическими расстройствами;
– знать факторы риска, клинические проявления некоторых психических заболеваний;
– уметь осуществлять наблюдение за пациентами;
– уметь осуществлять манипуляции по уходу за пациентами с психическими расстройствами;
– уметь консультировать пациентов по вопросам наркозависимости;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в дерматовенерологии:
– знать факторы риска, пути заражения, клинические проявления, осложнения и профилактику кожных и венерических заболеваний;
– знать этические и юридические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;
– уметь проводить забор крови для серологической диагностики;
– уметь обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестрин-скую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
в области сестринского дела в офтальмологии:
– знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур, при заболеваниях и травмах глаз;
– знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактики глазных болезней;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестрин-скую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в оториноларингологии:
– знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;
– знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестрин-скую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

– уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела в гериатрии:

– знать факторы риска, особенности клинических проявлений, осложнения и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;
– знать процессы старения организма, особенности диететики и фармакотерапии;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим процедурам;
– уметь эффективно общаться с гериатрическим пациентами, учитывать этический аспект при контактах с гериатрическим пациентом;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

– уметь выполнять сестринские манипуляции;
– уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь поддерживать безопасную среду для пациента;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области сестринского дела во фтизиатрии:

– знать факторы риска, основные клинические проявления, осложнения и виды профилактики туберкулеза; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, проводить туберкулинодиагностика, вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала, осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;
– уметь выполнять сестринские манипуляции;
– уметь осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь оказать первую медицинскую помощь;
в области реаниматологии:
– знать факторы риска, клинические проявления и профилактику развития ост-рой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний; обязанности сестры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий;
– знать юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации;
– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;
– уметь обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
– уметь выполнять сестринские манипуляции, осуществлять лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь осуществлять профилактику внутрибольничной инфекции;
– уметь обеспечивать безопасную среду;

– уметь осуществлять первую медицинскую помощь;
в области клинической фармакологии:
– иметь представление о фармакокинетика и фармакодинамика;

– знать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов;
– знать побочные эффекты лекарственных препаратов, характер взаимодействия лекарственных средств;
– уметь оценивать действие лекарственных препаратов на пациента;
– уметь проводить лекарственную терапию, по назначению врача;
– уметь оказать первую медицинскую помощь при лекарственных отравлениях;
в области реабилитации:
– знать виды, формы и методы реабилитации;
– уметь осуществлять этапы сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов различных возрастных групп, перенесших травмы, соматические и инфекционные заболевания;
– уметь консультировать пациента и семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки;
– уметь осуществлять приемы классического массажа, проводить комплексы лечебной физкультуры, отпускать основные физиотерапевтические процедуры, по назначению врача;
– уметь оказать первую медицинскую помощь.

2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике.
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
Кроме того, студент должен научиться осуществлять этапы сестринского процесса, обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и персонала, безопасную среду пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 Сестринское дело выпускник должен быть готов к лечебно-диагностической и медико-профилактической работе, в соответствии с квалификационной характеристикой.

WordPress Lessons