ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников
по специальности
“Лабораторная диагностика”
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Квалификация – медицинский лабораторный техник
Выпускник должен:
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
– иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
– знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
– обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
– обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
– быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
– быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
– быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
– быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
– быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
– быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
– обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой саморегуляции;
– знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
– иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен:
в области философии:
– иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
– иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
– иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
– иметь представление о союзе философии и медицины; философско-методологических основаниях медицины; философско-этических проблемах в медицине (биоэтика);
в области права:
– иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
– иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ;
– знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
– знать основы законодательства по обеспечению социальной защиты населения;
– знать правовые и нравственно-правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
– знать основные положения Конституции Российской Федерации;
– уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
в области русского языка и культуры речи:
– знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
– знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
– уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
– уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
– уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
– обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
– владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
в области физической культуры:
– иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
– знать основы здорового образа жизни;
– уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики:
– иметь представление об основах микро- и макроэкономики, о налоговой, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политике;
– иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом;
– иметь представление о маркетинге и механизме ценообразования;
– знать общие положения экономической теории;
– знать экономические основы деятельности предприятия и основные методы его управления;
– уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;
в области социологии и политологии:
– иметь представление о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности;
– иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
– иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
– иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);
По математическим и общим естественно-научным дисциплинам:
в области математики:
– иметь представление о роли и месте математики в современном мире;
– знать основные понятия и методы математического анализа, основные численные методы решения прикладных задач;
– уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
в области информатики:
– иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
– иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
– знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
– знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
– знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
– уметь использовать изученные прикладные программные средства;
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области латинского языка:
– знать основы грамматики латинского языка и способы образования терминов, глоссарий специальности;
– уметь правильно читать и переводить медицинские термины, названия болезней, лекарственных веществ;
в области анатомии и физиологии:
знать:
– структурные уровни организации человеческого организма;
– структуру функциональных систем организма, его основные физиологические функции и механизмы их регуляции;
– количественные и качественные показатели состояния внутренней среды организма, механизмы ее регуляции и защиты;
– механизмы взаимодействия организма человека с внешней средой и условиями внешней среды, принципы адаптации;
уметь:
– использовать знания анатомии и физиологии при изучении дисциплин специального цикла;
в области химии
знать:
– квантово-механические представления о строении атомов;
– основные положения периодического закона Д.И. Менделеева;
– общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
– основные законы теории растворов и электролитической диссоциации;
– основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;
– кислотно-основные буферные системы и растворы;
– теорию коллоидных растворов;
– реакции гидролиза солей и кислотность среды;
– основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;
– все виды изомерии;
– строение и химические свойства углеводов и жиров;
– особенности строения и свойства оксикислот и аминокислот;
в области биологии и медицинской генетики
иметь представление:
– об основных группах наследственных заболеваний, их причинах и методах диагностики;
знать:
– общебиологические закономерности жизнедеятельности человека; рассматривать человека как биосоциальную систему;
– законы генетики;
– причины изменчивости;
– мутации, их влияние на здоровье человека;
в области гигиены с экологией человека:
иметь представление:
– о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
– о механизмах функционирования экосистем;
– о гигиене как основе профилактической медицины;
знать:
– закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека;
в области фармакологии
иметь представление:
– о группах лекарственных средств и механизме их действия;
– о кумулятивном действии лекарственных веществ, влиянии их передозировки на организм человека;
знать:
– побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований при их использовании;
в области медицинской паразитологии
иметь представление:
– о классификации паразитарных заболеваний человека;
знать:
– патогенез паразитарных заболеваний человека и основные принципы диагностики;
– основные морфологические характеристики гельминтов;
– морфологические различия гельминтов и их яиц;
– заболевания, вызванные простейшими;
– виды возбудителей малярии, их морфологию, стадии развития;
– правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;
уметь:
– готовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, приготовления толстой капли;
– различать на препаратах представителей класса членистоногих;
– идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
– идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале;
в области первой медицинской помощи
– иметь представление об общих принципах оказания неотложной помощи;
– владеть навыками подготовки пациента к лабораторным исследованиям;
– владеть навыками венопункции;
– владеть приемами первой медицинской помощи;
в области психологии:
– иметь представление об основных задачах и методах психологии;
– иметь представление о моделях, фазах, уровнях и способах коммуникации;
– иметь представление об основах психосоматики;
– иметь представление о психогигиене, психопрофилактике и психотерапии;
– иметь представление об основных задачах и методах социальной психологии;
– иметь представление о социально-психологических аспектах функционирования брака и семьи;
– иметь представление о методиках исследований в области социальной психологии;
– иметь представление о значимости социально-психологических рекомендаций при лечении ряда заболеваний;
– знать особенности психических процессов у здорового и больного человека;
– знать структуру личности;
– знать функции и средства общения;
– знать основы делового общения;
– знать пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
– знать типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;
– знать типологию межличностных отношений;
– уметь использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
– уметь определить преобладающий тип поведения сослуживцев и пациентов, владеть навыками общения;
– уметь оценить конфликтные ситуации;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
– иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
– знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
– знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
– уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики и управления здравоохранением:
– иметь представление об экономических моделях здравоохранения в развитых странах;
– иметь представление об основах менеджмента и маркетинга в здравоохранении;
– иметь представление об экономике учреждений родовспоможения;
– знать систему организации медицинской помощи в Российской Федерации;
– знать принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
– знать принципы бюджетно-страховой медицины;
в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф:
– иметь представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения;
– знать принципы обеспечения устойчивости экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
– знать медико-тактическую характеристику очагов поражения, катастроф различных видов;
– знать основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи, основное назначение и виды медицинской сортировки, принципы ее организации и проведения, сортировочные признаки, организацию и объем первой медицинской помощи);
– знать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
– знать основные принципы и способы защиты населения при катастрофах;
– уметь организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
– знать основы военной службы и обороны государства;
– уметь собирать данные о состоянии основных жизненных показателей пострадавших для принятия врачом сортировочного решения;
– уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;
– уметь оказывать первую помощь пострадавшему.
По специальным дисциплинам
в области техники лабораторных работ
иметь представление:
– об устройстве лабораторий различного типа, лабораторном оборудовании и аппаратуре;
знать:
– правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля;
– теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;
– принципы и правила работы с аппаратурой;
уметь:
– на основе лабораторного анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследования;
– владеть навыками проведения лабораторных работ (приготовление растворов, взвешивание, центрифугирование, выполнение основных операций качественного и количественного анализа);
в области безопасности работы в клинико-диагностических лабораториях
знать:
– общие принципы безопасности работы с биологическим материалом;
– особенности безопасной работы с биологическим материалом в лабораториях различного профиля;
уметь:
– проводить все виды исследования с соблюдением принципов и правил безопасной работы;
в области гистологии с техникой гистологических исследований
иметь представление:
– о роли гистологии в системе медицинских дисциплин;
знать:
– структурно-функциональную организацию тканей, органов и систем организма в норме;
уметь:
– производить гистологическую обработку и приготовление микропрепаратов с помощью гистологических методов;
– работать на всех видах микротомов, на автоматах для обработки и заливки тканей;
– владеть гистологической техникой получения парафиновых блоков;
– владеть основными методами окраски гистологических срезов, при необходимости использовать дополнительные диагностические окраски и реакции;
в области общей и клинической патологии
иметь представление:
– об общей патологии как фундаменте современной клинической медицины;
– об этиологии, механизмах развития и диагностике патологических процессов в органах и системах;
– о роли структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;
знать:
– общие закономерности возникновения, развития и течения патологического процесса;
– сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;
– патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;
в области методов клинических лабораторных исследований
знать:
– исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и бактериологическое исследование мокроты;
– способы получения желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого;
– копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, технику приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования;
– исследование органов мочевыделительной системы, основные методы и диагностическое значение исследования физических и химических показателей мочи;
– морфологический состав, физико-химические свойства ликвора в норме, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и других состояниях;
– цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов;
уметь:
– определять физические и химические свойства, проводить микроскопическое исследование:
§ мочи;
§ содержимого ЖКТ (желудочного сока, желчи, испражнений);
§ мокроты;
§ ликвора;
§ выпотных жидкостей;
§ отделяемого половых органов (дифференцировать признаки гонококков и трихомонад);
– проводить микроскопическое исследование кожи, волос, ногтей при грибковых поражениях, идентифицировать элементы грибов в этих препаратах;
по гематологическим исследованиям
иметь представление:
– о теории кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функция, место пребывания в организме);
знать:
– морфологию клеток гемопоэза в норме, понятия: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения;
– изменения показателя гемограммы при реактивных состояниях;
– причины и лабораторные признаки гемолиза;
– морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях;
– характеристику групп крови и резус-принадлежности;
уметь:
– проводить общий анализ крови, включая и дополнительные методы исследования;
– готовить лейкоконцентрат и проводить исследование мазков крови методом лейкоконцентрации;
– готовить и окрашивать мазки костного мозга;
– определять групповую принадлежность крови по системе АВО, резус-фактор;
– проводить исследования унифицированными методами, интерпретировать полученные результаты исследований;
в области биохимии с методами клинико-биохимических исследований
знать:
– сущность биохимических процессов, протекающих в организме человека в норме и при патологии;
– механизмы обмена веществ и их регуляцию;
– основные методы исследования обмена веществ: белков, липидов, углеводов, гормонов, ферментов, системы гемостаза и другие;
– владеть унифицированными методами анализа биологических жидкостей;
уметь:
– работать на фотоколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах и другом оборудовании, применять автоматические пипетки, дозаторы и другую малую механизацию;
– интерпретировать полученные результаты биохимических исследований;
в области микробиологии с эпидемиологией и методами микробиологических исследований
иметь представление:
– о механизме иммунного ответа;
– об иммунодефицитных состояниях;
– об аллергии, типах аллергических реакций, механизмах реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа;
– о вирусах, вирусных инфекциях, методах вирусологической диагностики;
– об основах санитарной микробиологии и методах санитарно-бактериологических исследований объектов строгой асептики, хирургического инструментария и перевязочного материала, объектов окружающей среды и пищевых продуктов;
знать:
– общие закономерности строения, жизнедеятельности и распространения микроорганизмов;
– основные свойства микроорганизмов и их значение для лабораторной диагностики;
– учение об инфекционном и эпидемиологическом процессах;
– методы микробиологической диагностики;
– методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам;
– учение об иммунитете, виды иммунитета, неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарную систему, гуморальные факторы;
– иммунную систему, иммунокомпетентные клетки, их функции;
– постановку и значение аллергических реакций для диагностики инфекционных заболеваний;
– антигены, виды, характеристику;
– иммуноглобулины, структуру, классификацию, функции;
уметь:
– производить первичный посев биоматериала на плотные и жидкие питательные среды;
– выделять чистую культуру;
– идентифицировать возбудителей;
– готовить и стерилизовать различные питательные среды;
– определять чувствительность к антибиотикам различными методами;
– ставить серологические реакции (реакцию агглютинации, преципитации, реакцию непрямой гемагглютинации (РНГА) и другие);
– владеть техникой приготовления нативных и окрашенных препаратов для бактериоскопии, прямой и непрямой иммунофлюоресценции, для исследования с помощью иммуноферментного метода;
в области цитологии
иметь представление:
– о нормальном и патологическом клеточном составе тканей, биологических жидкостей и секретов организма;
знать:
– морфологическую картину воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной ткани;
– особенности взятия, обработки, приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологического исследования из различного биоматериала;
уметь:
– отбирать материал и владеть техникой приготовления, фиксации и окраски препаратов для цитологических исследований;
– производить цитохимическое исследование цитологического материала;
2.1. Общие требования к образованности выпускника